Неточные совпадения
Но, хотя он и отдыхал теперь, то есть не работал над своим сочинением, он так привык к умственной
деятельности, что любил высказывать в красивой сжатой
форме приходившие ему мысли и любил, чтобы было кому слушать.
Он издавна привык думать, что идея — это
форма организации фактов, результат механической
деятельности разума, и уверен был, что основное человеческое коренится в таинственном качестве, которое создает исключительно одаренных людей, каноника Джонатана Свифта, лорда Байрона, князя Кропоткина и других этого рода.
Служение это он не представлял себе иначе, как в
форме государственной службы, и потому, как только кончил курс, он систематически рассмотрел все
деятельности, которым он мог посвятить свои силы, и решил что он будет полезнее всего во втором отделении Собственной Канцелярии, заведующей составлением законов, и поступил туда.
«Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, сообразное с законами познавательной
деятельности, а сама действительность в дифференцированной
форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого бытия в акте знания.
Смысл его тот, что самодурство, в каких бы умеренных
формах ни выражалось, в какую бы кроткую опеку ни переходило, все-таки ведет, — по малой мере, к обезличению людей, подвергшихся его влиянию; а обезличение совершенно противоположно всякой свободной и разумной
деятельности; следовательно, человек обезличенный, под влиянием тяготевшего над ним самодурства, может нехотя, бессознательно совершить какое угодно преступление и погибнуть — просто по глупости и недостатку самобытности.
Сущность всякого религиозного учения — не в желании символического выражения сил природы, не в страхе перед ними, не в потребности к чудесному и не во внешних
формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность религии в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот путь жизни, по которому должно идти человечество, в ином, чем прежнее, определении смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая
деятельность человечества.
Соблазны власти и всего того, что она дает, и богатства, почестей, роскошной жизни, представляются достойной целью
деятельности людей только до тех пор, пока она не достигнута, но тотчас, как скоро человек достигает их, обличают свою пустоту и теряют понемногу свою притягательную силу, как облака, которые имеют
форму и красоту только издали: стоит только вступить в них чтобы исчезло всё то, что казалось в них прекрасным.
В наше же время государственная власть и правительства не только не содействуют, но прямо препятствуют всей той
деятельности, посредством которой люди вырабатывают себе новые
формы жизни.
Ни на чем так не видно это направление
деятельности передовых людей нашего времени, как на отношении их к тому явлению, в котором в наше время в концентрированной
форме выразилась вся несостоятельность общественного жизнепонимания, — к войне, к всеобщему вооружению и общей воинской повинности.
Если б я рассказал жизнь Феденьки в
форме обнаженной летописи выдающихся фактов его
деятельности, я думаю, что читатель был бы более вправе упрекнуть меня в искажении, хотя бы в моем рассказе не было на горчичное зерно вымысла.
— Можно наперед это отрицать: вы затеваете газету, глубоко уважая эту
форму… Я не охотник до газет; но все-таки становлюсь их заступником: для этого рода
деятельности прежде всего нужна практическая сметка, а вы далеко человек не практический!
Другие отрасли человеческой производительности оставляют свой материал в его первобытной
форме», — нет, есть много отраслей человеческой
деятельности, не уступающих архитектуре и в этом отношении.
15) Совершенство
формы (единство идеи и
формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья», цель всякой практической
деятельности человека.
Архитектура — одна из практических
деятельностей человека, которые все не чужды стремления к красивости
формы, и отличается в этом отношении от мебельного мастерства не существенным характером, а только размером своих произведений.
Но эта формальная красота или единство идеи и образа, содержания и формы-не специальная особенность, которая отличала бы искусство от других отраслей человеческой
деятельности.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается в этом определении, — полное согласие идеи и
формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не искусство в частности, а вообще всю
деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и
формы.
Он создал особенный род просветительной
деятельности — просвещения безазбучного, которое не обогащает просвещаемого знаниями, не дает ему более удобных общежительных
форм, а только снабжает известным запахом.
Не говорим о том, было ли оно благодетельно там, куда успело проникнуть; но мы знаем, что оно весьма мало проникло в народ, не вошло в его убеждения, не одушевило его в практической
деятельности, а только наложило на него некоторые свои
формы.
Правда, были маленькие тщеславные страдания при виде соседок в модных шляпках, привезенных из К., стоящих рядом с ней в церкви; были досады до слез на старую, ворчливую мать за ее капризы; были и любовные мечты в самых нелепых и иногда грубых
формах, — но полезная и сделавшаяся необходимостью
деятельность разгоняла их, и в двадцать два года ни одного пятна, ни одного угрызения не запало в светлую, спокойную душу полной физической и моральной красоты развившейся девушки.
В том обществе, где сильно еще действуют в отдельных личностях чужие, бессмысленно взятые на веру
формы и формулы, долго нельзя ожидать плодотворной и последовательной
деятельности.
Вопрос же о том, какая
форма жизни сложится вследствие такой
деятельности людей, не существует для христианина.
— А я думаю, что иногда гораздо полезнее внести свое влияние в служебную
деятельность, — скромно заметил офицер в комиссариатской
форме.
Трансцендентальное априори есть то, что присутствует во всяком отправлении данной
деятельности сознания, без чего она вообще невозможна, именно не со стороны материи или содержания, но
формы или категорий.
Иными словами, Шекспир ясно видит теперь, что мораль цели есть единственная истинная, единственная возможная. Так что, по Брандесу, основной принцип Шекспира, за который он восхваляет его, состоит в том, что цель оправдывает средства.
Деятельность во что бы то ни стало, отсутствие всяких идеалов, умеренность во всем и удержание раз установленных
форм жизни, и цель оправдывает средства.
Первые дни свободы около прелестной женщины, конечно, были для Николая Герасимовича в полном смысле медовыми, но затем в этот мед снова попала ложка дегтя в
форме мучивших самолюбивого до последних пределов Савина воспоминаний об артистической
деятельности Мадлен де Межен в Петербурге.
Стояло чудное утро половины мая 1887 года. В торговой гавани «южной Пальмиры» — Одессе — шла лихорадочная
деятельность и господствовало необычное оживление: грузили и разгружали суда. Множество всевозможных
форм пароходов, в металлической обшивке которых играло яркое смеющееся солнце, из труб там и сям поднимался легкий дымок к безоблачному небу, стояло правильными рядами на зеркальной поверхности Черного моря.
Форма эта более всего вызывает прямую
деятельность помогающего, более всего сближает его с населением, менее всего подлежит злоупотреблениям, дает возможность при меньших средствах прокормить наибольшее число людей, а главное, обеспечивает общество от того страшного, висящего над нами всеми Дамоклова меча, — мысли о том, что вот-вот, пока мы живем по-старому, здесь, там умер человек от голода.
Суеверие же о том, что некоторые люди могут не только знать вперед, в какую
форму сложится жизнь других, большинства людей, но и могут устраивать в будущем эту жизнь, — суеверие это возникло и держится на желании людей, совершающих насилие, оправдать свою
деятельность и на желании людей, терпящих насилие, объяснить и смягчить тяжесть испытываемого ими насилия.
Вступление это в брак своим вытекающим из него последствием — рождением детей — определяет для вступивших в брак новую, более ограниченную
форму служения Богу и людям. До брака человек непосредственно в самых разнообразных
формах мог служить Богу и людям; вступление же в брак ограничивает его область
деятельности и требует от него возращения и воспитания происходящего от брака потомства, будущих служителей Богу и людям.
Внешняя суетливая, бесполезная
деятельность, состоящая в установлении и применении внешних
форм жизни, скрывает от людей ту существенную внутреннюю
деятельность изменения сознания, которая одна может улучшить их жизнь.
Людям кажется, что если изменение сознания влияет на изменение
форм жизни, то должно быть и обратное, и, так как направлять
деятельность на внешние изменения и приятнее (последствия
деятельности виднее) и легче, то они всегда предпочитают направлять свои силы не на изменение сознания, а на изменение
форм, и потому большей частью заняты не сущностью дела, а только подобием его.
Больших подробностей о
деятельности этих учреждений я пока не знаю. Думаю, что эта
форма удобная и возможная, но эта
форма не исключает все другие. Живущие по деревням лица, как только они вступят в близкое и непосредственное общение с народом, найдут новые, соответствующие нужде
формы помощи, которые могут быть до бесконечности разнообразны.